
- Длительность: 14 месяцев
- Объем часов: 704 акад.ч. (~58 акад.ч. в месяц)
- Сертификат + Диплом гос. образца
- Начало занятий: Сбор заявок
Моделирование социальных процессов и анализ больших данных в социальных системах представляют собой современные и быстроразвивающиеся междисциплинарные области знаний на стыке математики, физики, социальных наук и информационных технологий.
Социофизика и социальная инженерия представляют собой междисциплинарную отрасль знаний, применяющую подходы статистической физики, анализа графов, машинного обучения и инженерии для создания коммерческих продуктов, а также объектов и средств фундаментальных и прикладных социальных исследований.
Конечным результатом работы инженера является постановка, обоснование и сопровождение «социоинженерного продукта», который включает в себя построение алгоритмов сбора и анализа сырых данных из социальных сетей, классификации пользователей и их активностей, выделение сообществ, подбор соответствующей социофизической модели воспроизведения динамики и основных свойств, проектирование и прогнозирование возможных сценариев развития социальной системы, разработка информационных систем и нормативных правил, влияющих на ее устойчивое развитие.
Прикладные задачи, в которых в последнее время подобный инженерный и математический аппарат нашел применение, включают: контроль распространения слухов и фейковых новостей в социальных сетях, прогнозирование силы (виральности) распространения новостей, проектирование маркетинговых и рекламных кампаний, анализ долговременного влияния бренда на экономические показатели, электоральные и социальные кампании, анализ коллективного поведения участников рынков, распространение эпидемий, выявление явных и скрытых лидеров мнений.
Подобного рода методологии и исследования востребованы и в социальной сферах. Так, например, известны подходы проектирования потребности развития инфраструктуры города, формирования и поддержки развития культурных сообществ, раннего обнаружения талантов, учета сетевых и горизонтальных эффектов при развитии экспертных и образовательных сетей.
Потенциальными потребителями кадров также выступают частные исследовательские (ThinkTank) центры и компании, занимающиеся маркетинговыми программами, включающими наличия семейства взаимно влияющих брендов, работой с сообществами, расчетом эффективности рекламных кампаний, поиском влиятельных медиа-персон (инфлюенсеров).
Специальность может быть также востребована для организаций, занимающихся регулированием и прогнозированием поведения финансового рынка, изучением каскадных и кризисных процессов в банковской сфере, проводящим стресс-тестирование банковской системы с учетом сетевых эффектов, а также при проектировании экономических и инфраструктурных политик, политик и архитектур модернизации, в том числе для учета долгосрочных эффектов равенства возможностей.
Программа включает в себя следующие дисциплины:
- Менеджмент в организации
- Социальная психология
- Специализированные языки и инструменты анализа данных
- Избранные главы машинного обучения
- Облачные вычисления и архитектура высоконагруженных приложений
- Моделирование социальных явлений методами статистической физики
- Агентное моделирование в социальных системах
- Динамические процессы на графах
- Критические явления в финансовых и социальных системах
- Анализ социальных и новостных медиа
- Геопространственные системы и их анализ